Меры дисциплинарной ответственности за невыполнение требований законодательства о противодействии коррупции

Категория: Публикации и иная полезная информация Опубликовано 14 Май 2020
Просмотров: 172

Тема семинара:

«Меры дисциплинарной ответственности за невыполнение требований законодательства о противодействии коррупции.

Персональная ответственность за несоблюдение обязательных требований, ограничений и запретов»

 

Прежде, чем приступить к основной части доклада, я хотел бы остановиться на основных понятиях, используемых в сфере противодействия коррупции.

 

Коррупция – это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера. Коррупцией также является совершение перечисленных деяний от имени или в интересах юридического лица.

 

Противодействие коррупции – деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

а) по предупреждению коррупции;

б) по выявлению;

в) по минимизации последствий коррупционных правонарушений.

 

Предупреждение коррупции – деятельность организации, направленная на введение элементов корпоративной культуры, правил и процедур, регламентированных внутренними нормативными документами, обеспечивающих недопущение коррупционных правонарушений.

Взятка – получение должностным лицом лично или через посредника денег, ценных бумаг, иного имущества либо незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав (в том числе когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать указанным действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.

Покровительство – это защита, заступничество, поощрение какой-нибудь деятельности. Попустительство – умышленное невоспрепятствование совершению преступления при наличии возможности принять меры, необходимые для его пресечения или предотвращения.

 

Конфликт интересов – это ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

Основополагающим нормативным правовым актом в сфере борьбы с коррупцией является Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Статьей 13.3 Федерального закона «О противодействии коррупции» установлена обязанность организаций разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции. Законодателем установлен примерный перечень таких мер. Это:

– определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;

– сотрудничество с правоохранительными органами;

– принятие Кодекса этики и служебного поведения работников организации;

– предотвращение и урегулирование конфликта интересов;

– недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

Содержание антикоррупционной политики конкретной организации определяется профилем ее работы и производственной отраслью, в которых она функционирует.

 

Общие нормы, устанавливающие ответственность юридических лиц за коррупционные правонарушения, закреплены в статье 14 Федерального закона «О противодействии коррупции». В соответствии с данной статьей, если от имени или в интересах юридического лица осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающих условия для совершения коррупционных правонарушений, к юридическому лицу могут быть применены меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При этом применение мер ответственности за коррупционное правонарушение к юридическому лицу не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение виновное физическое лицо и наоборот за коррупционное правонарушение физического лица не освобождает от ответственности юридическое лицо.

Ответственность юридического лица за совершение коррупционных правонарушений предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Так статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность юридического лица за незаконные передачу, предложение или обещание от его имени или в его интересах должностному лицу организации денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав за совершение определенных действий (бездействия). Статья 19.28 КоАП РФ не устанавливает перечень лиц, чьи неправомерные действия могут привести к наложению на организацию административной ответственности, предусмотренной данной статьей. Судебная практика показывает, что обычно такими лицами становятся руководители организаций.

Далее

Незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего либо бывшего государственного или муниципального служащего с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии коррупции», влечет установленную статьей 19.29 Кодекса об административных правонарушениях административную ответственность, в том числе юридического лица. Организации должны учитывать положения статьи 12 Федерального закона «О противодействии коррупции», устанавливающие ограничения для гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора.

В частности, работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в 10-ти дневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы. Неисполнение работодателем указанной обязанности, является правонарушением и влечет в соответствии со статьей 19.29 КоАП РФ ответственность в виде административного штрафа.

Трудовым кодексом Российской Федерации (пункт 7.1 статья 81) предусмотрена возможность расторжения трудового договора с работником по инициативе работодателя в случае:

- непринятия работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является;

- непредставления или представления неполных или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на себя, супругу/супруга и несовершеннолетних детей;

- открытия (наличия) счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации;

- владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами работником, его супругом (супругой) и несовершеннолетними детьми.

Таким образом, незаконное вознаграждение от имени юридического лица, незаконное привлечение к трудовой деятельности бывшего государственного (муниципального) служащего влечет для виновных лиц административную ответственность, а трудовым кодексом Российской Федерации предусмотрена возможность  расторжения трудового договора по инициативе работодателя за совершение коррупционных правонарушений.

 

Сейчас я бы хотел остановиться на принципах, необходимых для создания мер противодействия коррупции в организации.

При создании системы мер противодействия коррупции в организации рекомендуется основываться на следующих ключевых принципах:

1. Принцип соответствия политики организации действующему законодательству и общепринятым нормам.

2. Принцип личного примера руководства.

Ключевая роль руководства организации в формировании культуры нетерпимости к коррупции и в создании внутриорганизационной системы предупреждения и противодействия коррупции.

3. Принцип вовлеченности работников.

Информированность работников организации о положениях антикоррупционного законодательства и их активное участие в формировании и реализации антикоррупционных стандартов и процедур.

4. Принцип ответственности и неотвратимости наказания.

Неотвратимость наказания для работников организации вне зависимости от занимаемой должности, стажа работы и иных условий в случае совершения ими коррупционных правонарушений в связи с исполнением трудовых обязанностей, а также персональная ответственность руководства организации за реализацию внутриорганизационной антикоррупционной политики.

5. Принцип постоянного контроля и регулярного мониторинга.

Регулярное осуществление мониторинга эффективности внедренных антикоррупционных стандартов и процедур, а также контроля за их исполнением.

Обязанности работников организации в связи с предупреждением и противодействием коррупции могут быть общими для всех сотрудников организации или специальными, то есть устанавливаться для отдельных категорий работников.

Примерами общих обязанностей работников в связи с предупреждением и противодействием коррупции могут быть следующие:

- воздерживаться от совершения и (или) участия в совершении коррупционных правонарушений в интересах или от имени организации;

- воздерживаться от поведения, которое может быть истолковано окружающими как готовность совершить или участвовать в совершении коррупционного правонарушения в интересах или от имени организации. Остановимся на этом подробно.

Поведение, воспринимаемое окружающими как обещание дачи взятки или предложение дачи взятки либо как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки, является неприемлемым для сотрудника  организации, поскольку заставляет усомниться в его объективности и добросовестности, наносит ущерб репутации организации в целом.

Для предупреждения подобных негативных последствий сотрудникам следует уделять внимание манере своего общения с коллегами, представителями организаций, государственных структур, гражданами, воздерживаться от поведения, которое может восприниматься окружающими как обещание или предложение дачи взятки либо как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки.

 

Необходимо воздержаться от употребления таких выражений, как:

«вопрос решить трудно, но можно», «спасибо на хлеб не намажешь», «договоримся», «нужны более веские аргументы», «нужно обсудить параметры», «ну, что делать будем?», «надо-ж-дать!» и т.д.

 

Также следует воздержаться от обсуждения таких тем, как:

-низкий уровень заработной платы;

- желание приобрести то или иное имущество, получить ту или иную услугу, отправиться в туристическую поездку;

- отсутствие работы у родственников;

- необходимость поступления детей в образовательные учреждения и т.д.

Следует воздержаться от различных просьб, адресованных представителям организаций и граждан, чья выгода зависит от их решений и действий, иначе это будет восприниматься как просьба о даче взятки;

Далее к общим обязанностям работников относятся:

- незамедлительно информировать непосредственного руководителя/лицо, ответственное за реализацию антикоррупционной политики/руководство организации о случаях склонения работника к совершению коррупционных правонарушений;

- незамедлительно информировать непосредственного начальника/лицо, ответственное за реализацию антикоррупционной политики/руководство организации о ставшей известной работнику информации о случаях совершения коррупционных правонарушений другими работниками, контрагентами организации или иными лицами;

- сообщить непосредственному начальнику или иному ответственному лицу о возможности возникновения либо возникшем у работника конфликте интересов. В этом случае надлежит написать уведомление о конфликте интересов. В таком документе должно быть указание не только на уже имеющую место ситуацию, но и на возможность ее возникновения в будущем. Примеры конфликта интересов.

  1. Компания, производитель каких – либо программ вручает директору исследовательский гранд. В этом случае специалист начинает чувствовать себя обязанным применять в своей работе программы именно этого производителя, несмотря на наличие лучших альтернатив. В этом случае наносится ущерб общественным интересам.
  2. Человек является директором организации, а его сын работает у него помощником.
  3. Женщина, которая является сотрудницей компании, расписывает начальнику достоинства своего племянника как кандидата на вакантную должность. При этом она не упоминает о своих родственных связях с ним.
  4. Начальник дает работнику задание найти для компании поставщика. Тот предлагает в ответ организацию, владельцем акций которой является сам.
  5.  По итогам года директор выписывает себе и своей команде внушительные премии. Причем это происходит на фоне того, что у компании имеются серьезные убытки.
  6. Родственники или прочие близкие для лица люди собираются выполнять или уже выполняют работу для организации, где он трудится, на условиях оплачиваемого гражданско-правового или иного договора.
  7. С сотрудником при приеме на работу проводит собеседование его родственник.   

 

 

Отдельно хотел бы остановиться на получении и дарении подарков.

Запрещено получать в связи с выполнением должностных обязанностей подарки от физических и юридических лиц. Исключение составляют случаи получения подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, и то воспользоваться ими можно будет только после их сдачи и в случае выкупа. Если подарок менее 3 тыс. руб. он будет возвращен лицу без выкупа по акту приема – передачи. 

Обращаю Ваше внимание на статью 575 Гражданского кодекса Российской Федерации, в которой говорится о ЗАПРЕТЕ дарить подарки за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает 3 – х тысяч рублей. Речь здесь идет о дарении подарка, а не его получении. То есть получать подарки нельзя, какой бы стоимости они не были.

Не являются подарком:

- канцелярские принадлежности, предоставляемые участникам протокольных и иных официальных мероприятий;

- цветы и ценные подарки, которые вручаются в качестве поощрения, награды.  

ßíäåêñ.Ìåòðèêà

УльяновскДома.РФ - Цифровое сопротивление COVID-19