Обзор изменений законодательства о противодействии коррупции за 1 квартал 2019 года

Категория: Публикации и иная полезная информация Опубликовано 14 Май 2020
Просмотров: 167

1. Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 26.12.2018 N 339

"Об утверждении Положения о порядке ведения раздела "Противодействие коррупции" на официальных сайтах федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов, управлений Судебного департамента в субъектах Российской Федерации"

Определен порядок размещения на официальных сайтах судов данных о доходах и имуществе их гражданских служащих, а также иной информации, касающейся противодействия коррупции

Установлено, что отдельная ссылка на раздел "Противодействие коррупции" размещается на главной странице сайтов федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов, управлений Судебного департамента в субъектах РФ. В разделе содержатся ссылки на следующие подразделы:

- "Нормативные правовые и иные акты в сфере противодействия коррупции";

- "Антикоррупционная экспертиза";

- "Методические материалы";

- "Формы документов, связанных с противодействием коррупции, для заполнения";

- "Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера";

- "Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов";

- "Обратная связь для сообщений о фактах коррупции".

Подраздел "Сведения о доходах..." обеспечивает доступ к соответствующим сведениям о доходах, расходах, имуществе гражданских служащих судов и членов их семей и предоставление этих сведений общероссийским СМИ для опубликования.

Сведения размещаются в течение 14 рабочих дней со дня истечения срока, установленного для их подачи, без ограничения доступа к ним третьих лиц в табличной форме (приведена в приложении к приказу). При этом должна быть обеспечена возможность поиска по тексту файла и копирования фрагментов текста.

Не допускается размещение на сайтах заархивированных сведений, сканированных документов, размещение в разных форматах сведений за предыдущий трехлетний период. Сведения, в том числе за предшествующие годы, находятся в открытом доступе и не подлежат удалению.

Подраздел "Обратная связь..." содержит ссылку на подраздел "Обращения граждан", включающий в том числе информацию о способах для граждан и юрлиц беспрепятственно направлять свои обращения в суды.

 

2.Федеральный закон от 06.02.2019 N 5-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях противодействия коррупции"

Генпрокуратура России будет взаимодействовать с компетентными органами иностранных государств при проведении проверок соблюдения антикоррупционных ограничений

Случаи, в которых Генпрокуратура России будет осуществлять такое взаимодействие, должны быть предусмотрены федеральными законами.

Генпрокуратура России при необходимости вправе направить запрос в Банк России, который, в свою очередь, обращается в центральный банк и/или иной орган надзора иностранного государства, в функции которого входит банковский надзор, или к иностранному регулятору финансового рынка с запросом о предоставлении имеющейся у них информации о наличии у лиц, которым запрещается открывать и иметь счета и вклады, хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ, владеть или пользоваться иностранными финансовыми инструментами, счетов, наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ, и/или иностранных финансовых инструментов.

Порядок и условия взаимодействия Генпрокуратуры России и Банка России будут определяться соглашением.

Генпрокуратура России предоставляет полученную от Банка России информацию органам, подразделениям и должностным лицам, уполномоченным на осуществление проверки соблюдения лицом запретов и ограничений. Данные органы, подразделения и должностные лица не вправе раскрывать третьим лицам информацию о наличии у лиц, которым запрещается открывать и иметь счета в иностранных банках, расположенных за рубежом, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Федеральный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования.

 

3.Распоряжение Правительства РФ от 29.01.2019 N 98-р

<Об утверждении Программы по антикоррупционному просвещению обучающихся на 2019 год>

Утверждена программа по антикоррупционному просвещению обучающихся на 2019 год

Перечень мероприятий Программы включает в себя, в числе прочего:

включение в федеральные государственные образовательные стандарты общего образования положений, предусматривающих формирование у обучающихся компетенции, позволяющей выработать нетерпимое отношение к коррупционному поведению, а в профессиональной деятельности - содействовать пресечению такого поведения;

обновление основных общеобразовательных программ с учетом Концепции антикоррупционного воспитания (формирования антикоррупционного мировоззрения у обучающихся) и методических рекомендаций по антикоррупционному воспитанию и просвещению обучающихся;

проведение открытых уроков и классных часов с участием сотрудников правоохранительных органов;

проведение общественных акций в целях антикоррупционного просвещения и противодействия коррупции, в том числе приуроченных к Международному дню борьбы с коррупцией 9 декабря.

 

4. "Методические рекомендации должностным лицам подразделений по профилактике

коррупционных и иных правонарушений в Вооруженных Силах Российской Федерации при организации мероприятий по недопущению должностными лицами поведения, которое может восприниматься окружающими как обещание дачи взятки или предложение дачи взятки либо как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки" (утв. Минобороны России 09.01.2019)

Обновлены методические рекомендации по организации в Вооруженных Силах РФ мероприятий по недопущению должностными лицами поведения, которое может восприниматься окружающими как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки

Определено, в частности, что для профилактики коррупционных преступлений и правонарушений необходимо придерживаться следующих правил:

- всегда вести прием посетителей, обращающихся за решением каких-либо личных или служебных вопросов, в присутствии других лиц;

- вести себя крайне осторожно, вежливо, без заискивания, не допуская опрометчивых высказываний, которые могли бы трактоваться взяткодателем либо как готовность, либо как категорический отказ принять взятку;

- убрать с рабочего стола документы и другие предметы, под которые можно незаметно положить деньги;

- внимательно выслушать и точно запомнить предложенные условия (размеры сумм, наименование товаров и характер услуг, сроки и способы передачи взятки, форма коммерческого подкупа, последовательность решения вопросов);

- никогда не соглашаться на предложения незнакомых и малознакомых лиц встретиться для обсуждения каких-либо служебных или личных вопросов вне служебного кабинета (на улице, в общественном транспорте, в автомобиле, в кафе и т.п.).

В случае предложения или вымогательства взятки государственному служащему или работнику необходимо:

- незамедлительно при возможности доложить о данном факте рапортом (служебной запиской) своему непосредственному начальнику (руководителю);

- обратиться с устным или письменным сообщением о готовящемся преступлении в правоохранительные органы.

 

5. Постановление Конституционного Суда РФ от 09.01.2019 N 1-П

"По делу о проверке конституционности части 1 статьи 16 и части 1 статьи 17

Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" в связи с жалобой гражданина Г.П. Кристова"

В доход государства может быть обращено только имущество, приобретенное в период замещения лицом должности, предполагающей контроль за соответствием расходов этого лица его доходам

Конституционный Суд РФ признал часть 1 статьи 17 Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" не противоречащей Конституции РФ, поскольку она не предполагает возможности обращения в доход Российской Федерации имущества, которое было приобретено депутатом представительного органа муниципального образования до замещения им этой публичной должности, притом что он или его супруга (супруг) ранее не замещали должности, перечисленные в пункте 1 части 1 статьи 2 данного Федерального закона.

Конституционный Суд РФ, в частности, указал следующее.

Любой законодательный механизм претерпевания лицом неблагоприятных последствий совершения им тех или иных противоправных действий (бездействия) должен отвечать следующим требованиям:

юридическая ответственность может наступать только за те деяния, которые законом, действующим на момент их совершения, признаются правонарушениями; ее регулирование должно согласовываться с конституционными принципами демократического правового государства, включая требование справедливости, в его взаимоотношениях с физическими и юридическими лицами как субъектами ответственности; общепризнанным принципом привлечения к ответственности во всех отраслях права является наличие вины - либо доказанной, либо презюмируемой, но опровержимой - как элемента субъективной стороны состава правонарушения, а всякое исключение из него должно быть выражено прямо и недвусмысленно, т.е. предусмотрено непосредственно в законе;

закрепляя и изменяя составы правонарушений и меры ответственности за их совершение, федеральный законодатель связан вытекающими из Конституции РФ критериями необходимости и соразмерности ограничения прав и свобод конституционно значимым целям, а также обязан соблюдать равенство всех перед законом, означающее, что любое правонарушение и санкции за его совершение должны быть четко определены в законе, причем таким образом, чтобы исходя непосредственно из текста соответствующей нормы - в случае необходимости с помощью толкования, данного ей судами, - каждый мог предвидеть правовые последствия своего поведения;

предусматривая для совершивших правонарушения лиц наказания, ограничивающие право собственности, федеральный законодатель должен стремиться к тому, чтобы устанавливаемые им пределы имущественной ответственности в совокупности с правилами ее наложения позволяли в каждом конкретном случае обеспечивать адекватность применяемого государственного принуждения всем обстоятельствам, имеющим существенное значение для индивидуализации ответственности и наказания;

конституционные требования справедливости и соразмерности предопределяют, по общему правилу, необходимость дифференциации юридической ответственности в зависимости от существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при выборе той или иной меры государственного принуждения.

Предусмотренное статьей 17 Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" обращение в доход государства имущества, в отношении которого не представлено сведений, подтверждающих его приобретение на законные доходы, имеет специальную цель - борьбу с деяниями коррупционной направленности, совершаемыми лицами, подлежащими контролю согласно данному Федеральному закону, и этим ограничены пределы ее применения. Указанная цель предопределяет допустимость названной формы реагирования на факты коррупционных проявлений на основании презумпции, в силу которой несоответствие расходов законным доходам свидетельствует о совершении деяния коррупционной направленности, а не какого-либо иного правонарушения.

Следовательно, при наличии коррупционной составляющей на основании Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" в доход Российской Федерации может быть обращено только имущество, приобретенное в период замещения лицом должности, предполагающей контроль за соответствием расходов этого лица его доходам.

В Обзоре судебной практики по делам по заявлениям прокуроров об обращении в доход Российской Федерации имущества, в отношении которого не представлены в соответствии с законодательством о противодействии коррупции доказательства его приобретения на законные доходы (утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 30 июня 2017 года), указано, что не подлежат контролю за расходами сделки, совершенные супругом (супругой) лица, в отношении которого осуществляется контроль за расходами, в течение отчетного периода, но до вступления в брак с этим лицом; имущество, полученное по таким сделкам, не может быть обращено в доход Российской Федерации в порядке, предусмотренном подпунктом 8 пункта 2 статьи 235 ГК РФ.

Таким образом, в случае приобретения лицом имущества до замещения им должности депутата представительного органа муниципального образования, если это лицо или его супруга (супруг) ранее не замещали должности, перечисленные в пункте 1 части 1 статьи 2 Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", это имущество не может быть обращено в доход Российской Федерации на основании данного Федерального закона, а значит, в отношении этого имущества не возникает закрепленная статьей 3 данного Федерального закона обязанность представлять сведения об источниках получения средств, за счет которых совершены сделки по его приобретению.

Иное означало бы возможность подмены процедурой обращения в доход Российской Федерации имущества, предусмотренной Федеральным законом "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", других охранительных правовых механизмов, регламентируемых налоговым, административно-деликтным и уголовным законодательством, и, следовательно, лишение граждан гарантий, установленных соответствующими нормативными актами.

 

ßíäåêñ.Ìåòðèêà

УльяновскДома.РФ - Цифровое сопротивление COVID-19